воскресенье, 4 марта 2012 г.

Воскресное чаепитие

Сегодня выходной. Ну, в самом деле, можно же позволить себе хоть один раз в неделю выдохнуть и плюхнуться в кресло. Полистать ненужные, но интересные странички интернета, заглянуть наконец в журнал, что пришел по почте еще в среду, повязать, посмотреть то, что покажет телевизор(для меня это редчайше редкостное занятие), да и в конце концов собраться и сходить куда-нибудь, подальше от привычных маршрутов.

А придя домой можно устроить чаепитие, самое настоящее, по всем правилам.

Готовы? :)








Этим торжественным чаепитием я начинаю цикл маленьких рассказов о советской посуде: фарфоре, фаянсе и керамике, вилках и ложках, стекле и хрустале и т.д.

Почему именно советская посуда?
Качество.  Вещи должны служить. А вещи того времени служат верой и правдой.
Красиво. Разнообразие форм и способов оформления поражает воображение.

Признаться честно, никогда не думала, что мне захочется сказать что-то о посуде. Я  ненавижу пыльные сервизы за стеклами шкафов и до недавнего времени, к пополнению штата кухонной утвари я относилась без особого энтузиазма. 

Взглянуть на старое новыми глазами - это очень просто.
Я покажу как.

На этих фотографиях советский чайный сервиз. По моему, вполне современно смотрится.
Переворачиваем один из предметов. На донышке:

Марка "RPR"  Рижского фарфорового завода

Марка и дополнительные пометки на донышке рассказывают о месте изготовления, по ним можно узнать примерное время изготовления, иногда сорт, т.е. качество изделий и, например, цену, по которой вещь продавалась в то время.

Сервиз изготовлен в Латвии.
Такую марку на рижском фарфоре ставили с 1970-х годов.

А теперь о главном, что делает сервиз особенным? Возвращаемся к фотографиям и смотрим.
Золотые детали декора - ручная работа.
Да, массовая. Да, не особенно творческая.
Но зато каждую чашечку держали руки человека и они хранят их тепло.

Вот, как-то так, за клишейным образом ненавистных пыльных сервизов в шкафах, я вдруг увидела дизайн: работу художника, который его разработал, работу мастеров и мастериц, которые воплощали всё это в жизнь.

Увидела и полюбила. И потому - не могу молчать. :)

Я начала собирать фотографии для этого проекта еще в прошлом году. Перерыла все у себя, у родителей и бабушек, я теперь заглядываю на донышки чашек будучи в гостях у знакомых... :)
Я в восторге от того, что уже увидела и в еще большем восторге от того, что предстоит увидеть.

Это наше культурное наследие - ни больше и ни меньше.

Вернемся к Рижскому фарфоровому заводу.

Фарфоровый завод в Риге под таким названием существует с 1968 года.
А началось все намного раньше, еще до революции с заводов Я. К. Ессена и М. С. Кузнецова.
Веяния времени, смена предпочтений и вкусов - всё можно проследить по дизайну обычных тарелок и чашек.

Вы уже пошли заглядывать на донышки? :)

Если у вас есть посуда с такой маркой и захочется узнать больше о ее истории, то про Рижский фарфоровый завод можно почитать по ссылкам:

История фабрики Ессена
История фабрики Кузнецова
Фотопутешествие на рижский фарфоровый завод
Музей фарфора в Риге

На сегодня всё.  :)
Присоединяйтесь! Будем чаевничать в первое и второе воскресенье месяца.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...